=====================================================================================
Описание
Мертвый ноль – это такой специальный заколдованный ноль, к которому ничего нельзя прибавить. Ни на каких условиях. Никогда. Квинтэссенция небытия.
Эта книга была написана для того, чтобы уменьшить количество мертвых нулей во Вселенной. Ну и по ходу дела мы, как это обычно случается, несколько увлеклись, погорячились, можно сказать, перестарались. Поэтому мертвых нулей во Вселенной не осталось совсем. Но вряд ли о них кто-то заплачет. Не надо нам здесь этого вашего глупого небытия.
https://www.bookvoed.ru/book?id=8620588
=====================================================================================
87.01.
Гений тем и отличается от нормального человека, что делает всё не когда попало, а вовремя, в самый подходящий для соответствующего поступка момент. Или уж настолько невовремя, что волосы дыбом…
87.02.
…принадлежит к редкой породе особо радикальных анархистов, которые разводят бардак исключительно ради удовольствия потом навести настолько полный порядок, что хоть на край света беги…
87.03. ***
… - Хорошее число в данном случае может быть только одно – ноль! В идеале, такой специальный заколдованный ноль, к которому ничего нельзя прибавить. Ни на каких условиях. Никогда.
- Будете смеяться, но такой ноль существует, - сказал я. – Не уверен, что в практической жизни, но в математике он есть. Называется «мёртвый ноль» …
87.04.
- Ясно, - кивнул я. – Но согласитесь, логично предположить, что девушки, которых называют «принцессами», являются дочерями халифа.
- Логично, если речь не о шиншийцах. У них всё не как у нормальных людей. В частности, «принцесса» — это просто придворная должность. И одновременно почётное звание. Чтобы его получить, всего-то и надо – уродиться человеком, рядом с которым приятно находиться великому халифу Муране Кутай Ан-Аруме. По какой-то непостижимой причине такими людьми обычно оказываются взбалмошные юные девицы, изредка – женщины постарше; впрочем, ещё более взбалмошные…
Ни мальчишек, ни взрослых мужчин, насколько мне известно, в ближней свите халифа нет и никогда не будет. Интересно, почему?..
Любимые развлечения этих девиц – дальние путешествия, мелкий грабёж и пьяные драки. Впрочем, не обязательно пьяные. Драки на трезвую голову тоже подой дут...
87.05. ***
Причём поначалу-то всё было отлично. Я вообще люблю разговаривать с незнакомцами, особенно когда они незнакомки. Расспрашивать и отвечать на вопросы, удивлять, тормошить и смешить – всё это мне очень нравится.
Но отравить мне удовольствие легко лёгкого: достаточно превратить живой разговор в мёртвую болтовню. То есть не вкладываться в него всем сердцем, а вежливо отвечать на мои усилия приличествующими случаю репликами, которые, в зависимости от подготовленности собеседника, могут оказаться и забавными, и остроумными, и полными интересной информации, но по ощущению – всё равно, что иллюзорная еда, которой прежде питалась наша Базилио. Ни вкуса, ни запаха, ни тепла, ни влаги, ни намёка на насыщение, хоть целый воз её проглоти…
87.06. ***
- Загадочное происхождение?!
- Можешь себе представить. Большинство шиншийских принцесс – подозреваю, что вообще все, просто некоторые не знают своей родословной – потомки Дочерей Красной пустыни. Или, как их называли в старину, «детей грёз».
— Это как?
- В глубокой древности в Шиншийском Халифате, точнее, в тех краях, где он нынче находится, бытовало одно, как сейчас сказали бы, модное поветрие. Ну, то есть стихийно возникший обычай:
Заводить детей, не рожая их от мужчин. И вообще не рожая…
… После нескольких дней пути они делали остановку и просили духов Красной пустыни заняться с ними любовью и подарить им дочь…
Факт, что из пустыни паломницы возвращались в сопровождении девочек, причём не грудных младенцев, а таких, что могли сами идти…
В общем, в Шиншийском Халифате до сих пор живут потомки тех самых детей-грёз, дочерей Красной пустыни, хотя бы от части унаследовавшие их особое умиротворяющее обаяние…
_________________
…семейные тайны хранятся куда лучше государственных и даже магических. Хотя, казалось бы, такие пустяки – кто кому дочь, брат, внучка или сын…
87.07. ***
… я и заметил, что одна из туч похожа на сказочного дракона… …наконец понял, что дракон висит слишком низко даже для зимней тучи. Практически над самой моей головой.
… А может быть, кто-то могущественный наколдовал себе такого домашнего любимца и теперь гуляет с тучей, как я с собаками, только сам идёт по земле, а питомец – там наверху?
Или туча – не результат колдовства, а самостоятельное явление? Со своей волей и разумом? Например, любопытный гость из иной реальности; бывают разные формы жизни, и почему бы где-нибудь не жить разумным драконам-облакам?..
… подавляющее большинство сновидцев мгновенно мимикрирует, сливается с окружающей обстановкой и в результате, выглядит совершенно обыденно, так что с первого взгляда не отличишь от нормальных бодрствующих горожан…
…Но на этот раз меня ждал сюрприз. Туча-дракон мгновенно утратила сходство с тучей, да и от дракона осталось совсем немного. Скорее гигантский пернатый змей, сотканный из такой плотной тьмы, что любая зимняя туча по сравнению с ним сияет как солнце.
Никогда прежде я не видел настолько убедительной темноты, одним фактом своего существования словно бы отменяющей возможность света. И вообще всего…
87.08.
- Ничего удивительного… Я и сам ни хрена не понимаю. К сказанному могу добавить только, что это зрелище – тьма в форме пернатого змея – меня испугало. Оно было совершенно ужасное, как будто специально создано, чтобы отменить вообще всё!..
Я чуть в обморок не грохнулся – не то от страха, не то оно так специально воздействует на тех, кто его увидел…
87.09. ***
- Госпожа Тапута Кут-Каята, ты невероятно удачлива. Пережила самое удивительное приключение, какое только можно представить, и чудом осталась в живых.
Из пасти Пожирателя обычно никому не удаётся уйти…
87.10.
- Конечно, ты не знаешь о Пожирателях, - согласился шеф Тайного Сыска. – О них вообще никто не знает. Потому что не о ком знать…
На самом деле никаких Пожирателей нет – такова официальная версия. И в общем — это правда. То есть для нас с тобой их действительно нет. Как и для всех остальных, родившихся в этом Мире. За это следует сказать спасибо Древним. Они принудили Пожирателей заключить соответствующий договор, и с тех пор об этих тварях действительно ни слуху, ни духу.
Однако, судя по всему, в договоре нашлись лазейки. Мне следовало это предусмотреть. Но я не хотел даже думать о Пожирателях. Меня от них тошнит…
87.11.
- Просто объясни, что случилось. Почему ты говоришь, будто я чудом осталась живой? Что ты имел в виду? Мой прекрасный возлюбленный не убийца, я точно знаю!
- Конечно, он не убийца, - согласился Джуффин. – Он – сама смерть. Наихудшая её разновидность, потому что хищники вроде него не оставляют от человека вообще ничего…
Даже крошки искры сознания, которая после обычной смерти может продолжить путь…
87.12.
- Просто такая уж непростая тема. О Пожирателях трудно рассказывать; я имею в виду, физически трудно – просто в силу их природы. Да и слушать тоже не подарок…
Эти хищные твари – концентрация небытия…
Даже не обязательно говорить о них вслух, достаточно просто подумать, и в тело проникает доза этого яда – хвала Магистрам, не настолько большая, чтобы убить, но тошнить начинает, даже крепких людей вроде меня…
87.13.
- Я, кстати, почему-то нормально себя чувствую, - заметил я.
- Ну, ты у нас всегда был с причудами, - пожала плечами леди Сотофа. – И хвала Магистрам, что так. Ты ещё, как сегодня выяснилось, Пожирателя наяву разглядеть способен, а это дело небывалое: до сих пор считалось, что Пожирателей можно увидеть только во сне…
87.14.
…Что ещё важно знать о Махи Аинти: при всей универсальности его подходов к магии, у него была одна, можно сказать, уникальная специализация. Он очень много знал о разного рода хищных существах, рыщущих на границах между человеческими мирами и, скажем так, всем остальным.
Предполагаю, Махи какое-то время был профессиональным охотником за их головами; вполне возможно, таковым и остался, а все остальные его занятия – просто разные способы отдыхать.
Собственно моё ученичество началось с того, что Махи спас мне гораздо больше, чем жизнь. Как это порой случается с очень способными, но ничего не знающими о собственных возможностях и не обученными защищаться магами…
Я ещё в детстве стал жертвой хищной твари, из тех, кто присваивает самую драгоценную часть человеческого сознания. На самом деле мне повезло, тварь попалась не из самых опасных, вполне обычный паразит. Но у меня не было шанса ни разобраться с этим самостоятельно, ни даже попросить помощи…
Как почти все жертвы хищников, я ничего не знал о случившемся со мной несчастье и был уверен, что всё в порядке. Сил маловато – ну, значит, таким уродился, не повезло.
Радости нет – а у кого она есть?
Все люди примерно так и живут, ничего особенного не чувствуя, просто некоторые зачем-то наловчились притворяться весельчаками. Если бы не Махи, ходить бы мне до конца дней живым мертвецом…
87.15.
…Разные опасные твари во Вселенной и правда водятся, а иногда их роль берут на себя вполне обычные люди – я имею в виду, некоторые слишком жадные до чужой силы колдуны…
…Жертва, способная оказать серьёзное сопротивление, мало кому нужна. Поэтому опасность грозит, в первую очередь, юным, неопытным и доверчивым.
И послушным людям, не способным никому слова поперёк сказать.
И тем, кто не умеет совладать со страхом.
И ещё тем, кто жаждет любви. Уж что-что, а любовь всякий хищник готов предложить своей будущей жертве в качестве приманки…
87.16.
Махи именно так их описывал: невыносимая тьма в форме гигантского не то мохнатого, не то пернатого червя, или гусеницы, или змеи… Пожиратель всегда окружает свою жертву любовью, целиком соответствующей её представлениям об идеальной любви…
Из всех тварей, о которых рассказывал Махи, они самые отвратительные. Остальные, по крайней мере, используют краденое для дела. Одни – для дальних полётов через Хумгат на крыльях чужих сознаний, другие – чтобы смотреть глазами жертвы на незнакомую реальность, третьи грезят, проживая чужие несбывшиеся жизни, и так далее; речь сейчас не о них…
А Пожиратели, по словам Махи, просто съедают жертву – всю, целиком, не оставляя ни единой искры. Ни малейшего шанса на продолжение пути после смерти, вот что я имею в виду. Удел жертвы Пожирателя – полное небытие. И при этом твари даже не наедаются. Вся жизнь Пожирателя – вечный голод и ничего кроме голода.
- Мёртвый ноль – вставил я…
87.17.
- Не знаю, кто и зачем создавал Вселенную; может, она вообще сама как-нибудь нечаянно завелась. Но если создатель всё-таки был, он явно помешан на разнообразии. Вероятно, предполагалось, что, если свалить в кучу всё, что удастся придумать, и хорошенько перемешать, в какой-то момент в этой куче как-нибудь само зародится смысл…
Ради этого всё, собственно, и делалось: дождаться зарождения смысла и посмотреть, в чём он будет состоять. Так гораздо интересней, чем сочинять его самому…
87.18.
…А Ерги Отшельник потом объявился, как ни в чём не бывало. Сказал, его всё это время тошнило, пришлось на Тёмной Стороне отлёживаться. Оно и понятно, обожрался небытия…
А чему вы удивляетесь? Любого врага следует убивать его же оружием, значит Пожирателей надо сожрать и всё в таком духе…
Ерги Отшельник потом признался, что сумел проглотить всего двух Пожирателей, больше небытия в него не поместилось. Но остальные так испугались, что согласились заключить договор: они никогда не приблизятся ни к одному из людей, рождённых в этом Мире…
87.19. ***
…Но Пустые потому и Пустые, что целиком состоят из одного только полного отсутствия. Вот насколько их нет!
…
- Когда слишком много говоришь о зле, ему становится легче проявиться. Зло любит, когда ему уделяют внимание. Особенно зло, которого нет…
87.20. ***
- Арварохские буривухи считают, что от разговоров о Пожирателях у начинающих сновидцев развивается чёрная меланхолия, - сказал я. – Судя по всему, не только у них. Кроме того, по мнению буривухов, о Пожирателях вообще лучше помалкивать, чтобы разговорами не прибавить им силы.
— Это до известной степени правда, - согласился шеф. – Но дело не в самих разговорах, а в том, что им достаётся наше внимание; все хищные твари им так или иначе подкармливаются, как ни крути. Поэтому знать о Пожирателях и постоянно думать о них, но молчать – гораздо хуже.
Древние, кстати, изобрели отличный метод: говорить обо всём, что страшит, насмешливо и пренебрежительно. Такая разновидность внимания уж точно никому не прибавит сил, даже небытию. Особенно ему!..
87.21. ***
…И каждому из людей, которыми я успел побывать, многократно предоставлялась возможность понять, что смерть – далеко не худшее, что может произойти, поскольку она, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев, вовсе не конец приключений сознания…
87.22. ***
На драгоценной бумажке мелким бисерным почерком было написано:
«Не следует стремиться одержать победу, следует стремиться стать Человеком, способным побеждать».
- Придворные учёные давно уговаривают великого халифа Кутай Ан-Аруму позволить им составить большую книгу его мудрых изречений, - тараторила принцесса. – Но великий халиф не соглашается. Он считает, книга ненадёжная вещь, она может попасть в руки кому попало, даже совсем глупому нелепому засранцу, который все слова прочитает, а всё равно ничего не поймёт. А это очень плохо!
Непонимание наносит мудрости великий вред. Любое мудрое изречение, неправильно понятое сорок тысяч раз, становится бессмысленной глупостью, хотя все слова остаются на месте, и, по идее, в них должен быть прежний смысл. Но нет, смысл от непонимания исчезает. Такое происходит злое, негодяйское колдовство!
Поэтому великий холив Кутай Ан-Арума предпочитает сам выбирать людей, которым можно доверить его возвышенные мысли. Я даже удивилась, что он тебя тоже выбрал. При всех своих достоинствах ты всё-таки самый настоящий неделикатный злодей!..
87.23. ***
…Наконец я вспомнил о Пожирателях и с любопытством уставился на экран в ожидании боевых плясок пернатых змеев – как-то так, весело и бодро я это себе представлял. Но вместо этого на экране замелькали, задёргались вспышки света и пятна тьмы, как будто у оператора порвалась плёнка; в годы моего детства такое порой случалось, и тогда в зрительном зале поднимался возмущённый свист…
Вот и я тоже свистнул, заложив в рот два пальца – некоторые особо бесполезные навыки кочуют за нами не только из яви в сон, но и из жизни в жизнь – и экран потемнел окончательно. А мой собственный голос, не утратив назидательных дикторских интонаций, любезно пояснил:
«Мелкие хищники всегда разбегаются, почуяв более крупного хищника, Пожиратели, знаешь ли, не любят, когда их самих едят» …
И, выйдя из роли, ехидно захихикал прямо у меня в голове.
Да не буду я жрать всякую пакость! – сердито подумал я. Но информацию к сведению принял. Оказывается прежде, чем уничтожить Пожирателей, мне придётся придумать, как их приманить…
Для начало можно выпить чьей-нибудь крови, по методу сэра Джуффина Халли. Например, принцессиной…
Злодей я, в конце концов или нет?..
87.24. ***
- Наши учёные философы считают, что каждый человек изменяет Мир своими представлениями о нём, - встряла принцесса. – Совсем чуть-чуть, незаметно, но всё-таки изменяет. Ну вот как, помнишь, я тебе говорила, что любая самая мудрая книга может утратить смысл, если её прочитают сорок тысяч дураков?..
С Миром примерно то же самое: если слишком много народу будет думать, будто он плохое, скучное место, Мир от их мыслей постепенно испортится. А если наоборот, что он прекрасный и интересный, Мир сделается ещё лучше.
Причём всё дело в количестве, кого будет больше, тех и послушается Мир. Поэтому люди придумали сказки, стихи и песни. И старинные легенды рассказывают, немножко всё приукрашивая – просто чтобы люди думали о Мире так хорошо, как только возможно. Поэтому он такой прекрасный. И до сих пор цел!..
|