81. Макс Фрай «Мастер ветров и закатов» (2014).
================================================================
Описание
Сэр Макс, сидя в башне на крыше Мохнатого Дома, затягивает читателей в новый круговорот приключений и загадок, магии и колдовства. «Создав новую Вселенную, я немного заскучал», — отличная, по-моему, первая фраза, — пишет Фрай. — Попадись мне в своё время книга, которая так начинается, я бы вцепился в неё мёртвой хваткой и прочитал от корки до корки – просто из любопытства». Читатель, если вы любите путешествовать по новым мирозданиям, то обязательно вцепитесь в это творение, и тогда вечная тайна мира – мира сновидений – откроется вам.
И так, история начинается словами: «Утро началось с того, что на пороге спальни я споткнулся о собственный труп…»
Подробнее на bookvoed.ru: https://www.bookvoed.ru/book?id=6110487
================================================================
81.01.
- - О снах и бодрствовании. В частности, о том, что сон — это свобода сознания от повседневных обязательств. Своего рода отпуск.
- Забавная сформулировано! И действительно похоже...
- Ну да. А отпуском, сам знаешь, все распоряжаются поразному. Ктото просто остаётся дома, кто-то отправляется путешествовать в дальние края, а кто-то - проторенным маршрутом, на какой-нибудь модный курорт...
- вот, с сознанием происходит примерно то же самое. Иногда оно просто перерабатывает дневные впечатления в умеренно фантасмагорические картинки — это не очень интересно, и говорить тут нам с тобой не о чём...
81.02.
- - О модных курортах сознания, - усмехнулся Джуффин. - Есть такие пространства, куда сознание спящего человека устремляется легко и охотно, не особо задумываясь, зачем ему это нужно. Потому что куда-нибудь метнуться всё равно надо, а тут такой простой и понятный маршрут. И, в конце концов, так делают все! Тоже, знаешь ли аргумент.
- Моя аналогия с модным курортом не для красного словца. Просто в любой стране есть такие места, где все нормальные люди хоть раз да побывали. А кто ещё не был, рано или поздно там окажется - сам не захочет, так приятели уговорят.
- сновидениями ровно та же история. И вот что особенно интересно: оказывается, увидеть во сне объективно существующую реальность гораздо проще, чем вымысел. Хотя, казалось бы, собственное внутреннее пространство всегда под рукой, вернее, под подушкой у спящего, а всё остальное для него в этот момент как бы и вовсе не существует. Но нет! Человеческое сознание обычно так скупится на выдумку, что ему проще преодолеть расстояние между никогда не соприкасавшимися Мирами, чем породить пару-тройку новых иллюзий, хоть плохоньких, да своих... Такой вот удивительный парадокс!
81.03.
- - Ваш... Наш Мир стал модным курортом для сновидцев. И что из этого следует?
- Из этого, во-первых, следует, что ты к нам вернулся... Да ради одного этого имело смысл выворачивать наизнанку шапку Датчуха Вахурмаха*.
--------------
* Это действие, полностью изменившее Мир и сделавшее его привлекательным для сновидцев, проделал сэр Нумминорих Кута, принужденный к тому обстоятельствами, подробно описанными в повести "Тубурская игра".
81.04.
... - Думаешь, я настолько сентиментален? - удивился Джуффин. - Всегда был уверен, что произвожу несколько иное впечатление...
- Не сентиментален. Просто не любишь проигрывать. Настолько не любишь, что даже былые поражения стараешься отменить отсюда, из сегодняшнего дня, задним числом... Но если удастся разбудить и спасти хоть сколькото других сновидцев, это в каком-то смысле сравняет счёт. По крайней мере, ты покажешь этой "ЗАСРАНКЕ", кто в доме хозяин. В смысле, СУДЬБЕ....
81.05.
- А будет конечно же "интересно, ни хрена не понятно, и я посреди всего этого - самый крутой", спасибо Шурфу за формулировку. Очень смешная правда про меня, которая периодически приводила к совершенно ужасным последствиям.
81.06.
- Однако когда сошли на нет неизбежные волнения, сопутствующие любым переменам, оказалось, что расчёт был верен: чем меньше запретов, тем ниже уровень преступности. Люди умеют распоряжаться свободой куда лучше, чем обычно думают законодатели Большинству она вообще нужна скорее для сохранения чувства собственного достоинства, чем для каких-то активных действий
81.07.
- - Отчасти это связано с тем, что страх неизбежно приходит к практикующему на определённом уровне обучения Очевидной Магии. На достаточно высоких ступенях, которые до сих пор запрещены практически для всех. Да и доступны они только самым талантливым
- в те времена для талантливых был один путь - в какой-нибудь Орден. Ордена давали начинающим колдунам практически всё, что нужно - вкус могущества, новые знания, поддержку старших, чувство братства, возможность полностью посвятить свою жизнь призванию, не отвлекаясь на пустяки. Но только не бесстрашие...
- помогает управлять и подчинять, это понятно любому, в том числе любому Великому Магистру. Поэтому в большинстве Орденов людей учили действовать, невзирая на страх - полезный на определённом этапе навык, не спорю. Но этого мало, надо идти дальше, чтобы в конце концов избавиться от самой способности испытывать страх...
- такие вещи не делаются, но постепенно, шаг за шагом это возможно. Более того, совершенно необходимо. Вхождение в состояние полного бесстрашия - обязательный пункт становления мага, без него - тупик.... И в этом тупике оказались почти все мало-мальски стоящие колдуны той эпохи, кроме разве что ребят из Ордена Потаённой Травы. Великий Магистр Хонна - благородное сердце, великий учитель, вырастил несколько поколений бесстрашных весельчаков, себе под стать...
- покойный Нуфлин умел и любил держать окружающих в страхе. Хуже него был только Лойсо Пондохва, сумевший превратить свой страх в ярость. Это лучше, чем ничего, но будем честны, ненамного. И всё, что он мог сделать для своих учеников - держать их в постоянном страхе, рассчитывая, что лучшие смогут пойти его путём, а остальных, как он сам говорил, не жалко...
- почему Лойсо - главный символ минувших времён, можно сказать, живой миф о разрушительном союзе могущества и страха. Он внёс совершенно неоценимый вклад в создание особой атмосферы Эпохи Орденов, которая, если называть вещи своими именами, была эпохой всеобщего страха...
- обстановка в городе была соответствующая. Вспоминать интересно, рассказывать - ещё интереснее. Но вернуться в ту эпоху и пережить её ещё раз я бы не хотел. При всей моей любви к развлечениям - нет, не хотел бы. Предпочитаю тут с вами поскучать...
81.08.
- Хотите сказать, что сейчас никто ничего не боится? - изумилась Меламори. - Ну не знаю! Лично я иногда очень даже боюсь. Некоторых вещей, неважно каких. Я, что ли, последняя и единственная трусиха в Соединённом Королевстве? Верится с трудом...
- А что, было бы смешно! - обрадовался Джуффин. - Но увы, леди Меламори, при всём моём уважении, ты не настолько уникальна. Все люди чегонибудь да боятся. Ну, скажем так, почти все. Но сумма всех наших общих страхов не идёт ни в какое сравнение с тем, что творилось в Эпоху Орденов, когда каждый человек, проснувшись, первым делом слал зов своим близким: все ли живы? А потом шёл осматривать дом: цела ли крыша, не выбиты ли окна? Не исчез ли сундук со сбережениями по прихоти какогонибудь небогатого, но умелого Орденского послушника? Не превращён ли в жабу любимый пёс? И не явился ли с ближайшего кладбища труп его прабабушки, воскрешённый исключительно шутки ради компанией какихнибудь подвыпивших юных гениев? Хвала Магистрам, хотя бы газет в ту пору не было. Представляю, что бы в них каждый день писали! И сколько ударов случалось бы ежедневно от чтения новостей... В общем, господа, всё дело в пропорции. И ни в чём ином...
81.09.
- - В идеале, - вежливо напомнил я, - надо бы всё-таки вот прямо сейчас разобраться со мной и Тёмным путём
- Твоя правда. Вот почему трудно обучать друзей. Нет жёсткого распределения ролей. Минуту назад ты был учеником, потом чтото сказал и сразу стал советчиком; при этом я помню множество ситуаций, в которых ты был старшим и чему-то меня учил. Очень хорошо для жизни, но скверно для обучения...
- виновато развёл руками. Дескать, ты с самого начала знал, с кем связался и чем это чревато... Так что давай, преодолевай трудности. Это, говорят, закаляет...
На всякий случай напомнил:
- Мы остановились на том, что цель путешествия надо знать, но не следует визуализировать... И я спросил, что в таком случае делать, чтобы мы с целью поняли, что именно она и есть цель?..
- Цель следует сформулировать и очень чётко проговорить про себя. А ещё лучше написать в той темноте, которая обступает тебя, когда ты закрываешь глаза. Неплохо бы огненными буквами, но, в общем, какими получится... Лишь бы чётко и разборчиво. Ты, насколько я помню, с этой техникой уже знаком?
- Точно, я же так письмо мечу Короля Менина однажды писал, - вспомнил я. - Интересно, где он сейчас и как без меня поживает?..*
__________
* О том, как меч Короля Менина появился в жизни сэра Макса из Ехо, рассказывается в повести "Дорот, повелитель Манухов",
4.«Вершитель (книга) или Темная сторона (в другом издании)» (1997)
https://www.bookvoed.ru/book?id=6159090
переписка с ним происходит в повести "Зелёные воды Ишмы",
5.«Наваждения» (1997)
https://www.bookvoed.ru/book?id=6162981&f=ir
а куда он в итоге подевался, можно узнать из повести "Белые камни Харумбы".
8.«Лабиринт Мёнина» (2000)
https://www.bookvoed.ru/book?id=6245161
81.10.
... Невежество - основной и самый мощный источник страха, в этом я постоянно убеждаюсь !..
81.11.
- Как далеко можно уйти Тёмным путём - вопрос личного могущества, и только-то... И ты можешь отправляться Тёмным путём хоть в Арварох, никаких проблем. Хотя именно туда настоятельно не советую В Арварохе совершенно неподходящая для тебя обстановка. Избалованному комфортом горожанину с тамошней фауной лучше не встречаться, даже если он очень грозный колдун. Да и флора, честно говоря, не подарок
- Ладно, не стану соваться в Арварох, - пообещал я. - Флора - серьёзный аргумент. Меньше всего на свете мне хочется бесславно погибнуть, поссорившись с каким-нибудь вспыльчивым кактусом...
81.12.
... Ты всегда был великим мастером откладывать на завтра даже то, что уже произошло позавчера...
81.13.
- - Это был не совсем индюк. Вернее, совсем не индюк, а чудовище с головой индюка, чешуйчатым рыбьим туловищем, вполне человеческими босыми ногами и пышным лисьим хвостом. То есть практически василиск. С индюшачьей головой, кстати, гораздо страшней, чем с петушиной, несмотря на огромные лучистые глаза, скорее кошачьи, чем птичьи.
Я так растерялся, что сказал вслух:
- Мамочки, василиск!
Потом вспомнил, что василиски убивают взглядом и испугался по-настоящему...
- Ой, ты уже дома! - обрадовалась Меламори. - А что такое "василиск"?
- Мифическое чудище из другого мира, немного похожее на эту "несказанную красоту"... Только василиск взглядом убивает, а этот, получается, нет... По крайней мере, не всегда. Уже облегчение!..
81.14.
... - Исчезнуть нам гораздо проще, чем появиться.
- Такие, как ты, - это какие? - уточнил я.
- Существа, получившие жизнь благодаря свободному волеизъявлению и творческому самовыражению через магические действия, - как по-писаному отбарабанил василиск.
81.15.
- Ну, то есть не василиск, а созданное по схожему принципу чудище. Иначе говоря, химера
- А как тебя зовут?
- Честно говоря, я не уверен, что меня хоть как-то зовут, - вздохнуло чудище.
- Ладно, сказал я. - Тогда будешь Базилио...
- Как ты только такое выдумал? - изумилось Меламори.
- Не выдумал, а вспомнил. Просто у этого имени общий корень со словом "василиск", на которого похож наш гость. Сходство, на мой взгляд, недостаточное, чтобы назвать это существо просто василиском. Но и полностью его игнорировать у меня не получается. Поэтому компромисс. А что имя из другого мира, так даже лучше. Будет подчёркивать его уникальность...
81.16.
... - Ну да, - кивнула Меламори. - Ты же волшебное существо, а не обычная птица!
- Волшебное существо, - повторил Базилио. - Волшебное существо! Так вот что я такое! А вовсе никакая не "хрень"...
- не стал говорить, что одно другому совершенно не мешает.. Правда не всегда уместна..
81.17.
- Очень уж растерялся от такого определения Хотя "делать всякие штуки, о каких нормальный человек в здравом уме даже думать не станет" - чистая правда За этим - ко мне!
- Он, он, - подтвердила Меламори. - Ты в хороших руках.
- у неё при этом был бесконечно гордый. И я сразу растаял... Очень, оказывается, приятно, когда девушка хвастается тобой перед ужасным чудовищем. Даже если прекрасно понимаешь, что следующим шагом хитроумной девушки будет настойчивая просьба оставить чудовище в качестве нового домашнего любимца...
Небось уже предвкушает, как будет ходить с Базилио в гости к родителям и прочим знакомым, только-только начавшим забывать те страшные времена, когда Меламори наносила визиты исключительно в обществе мохнатого арварохского паука и требовала, чтобы все его гладили...
81.18.
- - И колдовать не понадобилось. Сэр Макс дал тебе имя. А это самый верный способ удержать в Мире одушевлённую иллюзию. В древности это было знание из разряда общеизвестных банальностей, а теперь оно принадлежит к числу удивительных тайн, которые мудрые старики вроде меня время от времени открывают трепещущим ученикам
81.19.
- Вот это очень интересный момент, - заметил Джуффин. - Одушевлённая иллюзия обычно наследует характер и склонности своего создателя. И его знание о Мире, по крайней мере, какую-то их часть! Поэтому Базилио знает о существование туланских рыбных тортов и заранее уверен, что они ему понравятся...
81.20.
- Я открыл было рот, чтобы возразить, но тут же его захлопнул. Потому что любое дело, в которое вовлечён сэр Шурф - уравнение с неизвестной переменной. Друг мой, конечно, надёжен - даже не как скала, а как две скалы сразу. Но имя этим скалам Симплегады*, вот в чём беда.
- ______________________
- *Симплегады - в греческой мифологии скалы, плававшие у входа в Понт Эвксинский. Сталкиваясь, эти скалы уничтожали корабли.
81.21.
... Но путь из гостиной был перекрыт. На пороге сидели Армстронг и Элла и во все глаза таращились на Базилио. На мохнатых мордах был написан немой вопрос: "Интересно, это оно пришло нас съесть? Или мы должны съесть его?.. И если да, то почему его не покрошили в наши миски заранее?.."
81.22.
- Ой, - сказало чудовище ( vicvalpol [KINGDOM] ) и попыталось спрятаться за наши спины.
- Это просто кошки, - сказал я. И, чувствуя себя последним лживым негодяем, добавил: - Они совершенно безобидные...
В ответ на мою клевету Элла взвыла страшным басом и пулей вылетела в коридор. Армстронг рванул за ней, задрав хвост трубой.
- Такие красивые, - печально вздохнул Базилио, глядя им вслед. - Жалко, что я им не понравился.
- Да им никто особо не нравится, - утешил его я. - Если только он не паштет..
.=====================================================================
81.23.
… Знаешь, есть такая поговорка: «Не догоню, так согреюсь».
=====================================================================
81.24.
… у каждого настоящего мага несколько жизней, и мы проживаем их не последовательно, одну за другой, а одновременно. Все сразу!
Другое дело, что поначалу никто из нас не выбирает, какую из жизней будет осознавать наиболее ярко и считать единственной.
Потом начинаются все эти, как ты говоришь, сны и видения, похожие на реальность даже больше, чем она сама…
=====================================================================
81.25.
… Что же касается лица, его почти не было.
Ну, то есть как – не было. Когда вместо лица зияет пустота, это жуткое зрелище. Такое я однажды видел* и повторения, честно говоря, совсем не хотелось бы…
Просто черты оказались настолько невыразительными, что их можно было вовсе не принимать во внимание…
_______________________________________
*Это событие описано в повести «Тёмные вассалы Гленке Тавала».
=====================================================================
81.26.
Хумгат, или Коридор между Мирами, в нашей магической традиции принято описывать как некоторое непостижимое пространство, заполненное особой разновидностью пустоты, соприкасаясь с которой, человек как бы перестаёт существовать, но одновременно остаётся собой – даже большей степени, чем в обычных обстоятельствах.
Я довольно много об этом думал и пришёл к выводу, что Коридор между Мирами – это всё же не столько пространство, сколько особое состояние сознания, находясь в котором, человек временно разрывает все связи с реальностью, как бы вовсе перестаёт быть, зато обретает способность переходить из одного мира в другой и даже подчинять эти перемещения собственной воле – при условии, что она достаточно сильна…
… в Хумгате нет слов, зато есть воля и воображение, поэтому достаточно просто увидеть, как мы оба устремляемся по незримой, но отчётливо существующей тропинке, сотканной не из запаха, не из света, не из смутных чужих воспоминаний о себе, но из суммы этих слагаемых, разделённой на наши представления о том, как должен выглядеть путь…
Вообразить действие, находясь в Коридоре между Мирами, означает его осуществить…
=====================================================================
81.27.
… Вообще-то Смертный Шар – это такое чрезвычайно эффективное магическое оружие. И в кобуре его за собой таскать не надо, потому что он всегда готов появиться на кончиках пальцев, только прищёлкни правильным образом – и привет, уже полетел…
Все нормальные колдуны используют это оружие, чтобы быстро и безболезненно убивать противников: отсюда, собственно, и название «Смертный Шар».
И только я оказался исключением из этого правила. Мои Смертные Шары обычно никого не убивают. Зато дают мне абсолютную власть над любым человеком, живым и даже мёртвым. Это, кстати, только звучит привлекательно, а на деле очень бывает неприятно, когда нормальный живой негодяй или труп, только что с достоинством возлежавший на полу морга, вдруг ползёт к тебе на четвереньках, бормоча: «Я с тобой, хозяин» …
И покорно выполняет любые приказы – хоть от смертельной болезни излечиться, хоть голову самому себе откусить…
Если бы я с раннего детства мечтал стать властелином Вселенной, первый же опыт со Смертными Шарами излечил бы меня от властолюбия навсегда. Очень неприятно, оказывается, быть человеком, чью волю беспрекословно выполняют другие…
Но иногда выбирать не приходиться…
=====================================================================
81.28.
… Чем ещё хороши путешествия между Мирами – голову они знатно ставят на место. Не удивлюсь, если выяснится, что когда-то в далёкой древности маги отправлялись в Хумгат специально для того, чтобы успокоить расстроенные нервы и избавиться от бредовых идей. А возможность попасть в какой-нибудь другой Мир – просто побочный эффект. Как тошнота и сонливость от таблеток…
=====================================================================
81.29.
… - Большинство так называемых выдающихся деяний вы, мальчики, обычно совершаете по невежеству или рассеянности – когда то ли не знал, что речь идёт о невозможном, то ли знал, но забыл.
- Похоже, это краткая история всей моей жизни, - невольно улыбнулся я.
…
- Женщины, по моим наблюдениям, вообще склонны к крайностям. Пока они молоды и глупы, готовы довольствоваться такой малостью, как любовь. То есть тем, что обычно называется «любовью», а на самом деле – просто неосознанное стремление к полной безопасности, которая, конечно, невозможна, зато кажется легкодостижимой в чужих объятиях, согласно формуле: «я нужна, значит, сегодня не умру».
Ради этой иллюзии бедняжки и сами в лепёшку расшибутся, и всех, кто подвернётся под горячую руку, расшибут. Зато если девочке удаётся немного повзрослеть, поумнеть и помириться со своей смертью, тогда уж подавай ей весь Мир сразу, на меньшее не согласиться…
Поэтому, кстати, девочек гораздо легче учить магии. Как только поймёт, что магия это и есть весь Мир – всё, ты её не остановишь. Ни на что не станет отвлекаться. Только и хлопот – следить, чтобы не чокнулась больше, чем полезно для дела…
Безумие – обычная плата за чрезмерную целеустремлённость и незнание меры, но с этим вполне можно справиться.
А вот вас, мальчишек, отвлечь легче лёгкого, надо только угадать, кому чего предложить…
Кому-то подавай корону, кому-то – просто шанс покрасоваться, кому-то – уверенность в своей правоте, кому-то – возможность спасать или, напротив, мучить других людей...
…
- Согласно одной старинной рукописи, которую откопал в нашей библиотеке твой приятель, в древности все люди были женщинами…
- Что?!
- …и все они были могущественными ведьмами, - невозмутимо продолжила леди Сотофа. – Просто страшно вообразить, насколько. Могли абсолютно всё!
Но почти ничего не делали, поскольку ничего не хотели. Их интересовал не результат, а процесс; беда, впрочем, не в этом, а в том, что даже вожделенный процесс давался им слишком легко…
В итоге эти ведьмы так сами себе надоели, что придумали мужчин – специально для того, чтобы те создавали им всяческие помехи…
И сперва отлично развлекались. А когда поняли, что несколько перестарались, было уже поздно что-либо менять…
Так Мир пришёл к нынешнему несовершенному состоянию. Из этой легенды следует, что мальчики таковы, поскольку их специально создали для того, чтобы всё испортить…
И вы отлично справились!
…
Текст, о котором идёт речь, действительно существует, но я хорошо знаю автора. Леди Иса Хум, исключенная из Ордена Решек и Зеркал после того, как её помешательство было признано неизлечимым…
…охранять Мир от бредовых теорий – часть моей работы.
- Ну хвала Магистрам, - вздохнул я. – А то как-то неуютно мне стало…
=====================================================================
81.30.
… Джуффин сам – из счастливчиков, чудом спасённых от судьбы, похуже обыкновенной смерти*. И в его положении естественно стремиться стократно оплатить этот счёт…
________________________________________
*Эта история мельком упоминается в повести «Тень Гутимагона».
=====================================================================
81.31.
… Чтобы история стала мифом, её нужно не просто кому-нибудь рассказать, но и добиться, чтобы она переходила из уст в уста, из поколения в поколение…
=====================================================================
81.32
«…Поэты бессмертны. Не в том смысле, что мы знаем их имена и иногда вспоминаем стихи, а буквальном. Их сознание неугасимо, вот что я имею в виду».
=====================================================================
81.33.
- …Небо снова стало обычным, а мы больше не уверены, что оно было таким всегда. Вот что делает с людьми настоящее искусство: лишает уверенности, выбивает из-под ног твёрдую почву и даёт потрясающий шанс ощутить себя новорождённым, который не знает пока ни единого правила бытия. И поэтому оно так важно. А вовсе не потому, что красиво.
- Магия, кстати, делает с людьми ровно то же самое, - заметил Нумминорих. – С тех пор как я впервые попал на Тёмную Сторону, дня не проходит, чтобы не спросил себя: «А сейчас-то я где?» Причём часто вообще ни с того ни с сего, на ровном месте, даже без намёка на необычный запах. Просто потому, что теперь я знаю о существовании иных вариантов реальности. И о том, как быстро и незаметно они могут сменять друг друга. Потрясающий опыт, который меняет вообще всё. И навсегда.
- Всегда знал, что искусство – это разновидность магии, - сказал я…
=====================================================================
81.34.
- …Я когда-то запоем читала разные книжки про сновидения. Мне с детства иногда снились удивительные сны. Не такие как этот, но яркие, достоверные, чуть ли не живее, чем сама жизнь. Решила разобраться, почему так. И что это вообще такое – наши сны? Откуда они берутся? Есть ли в них хоть какой-то смысл?
Но от книжек только ещё больше запуталась. Господи, чего там только не писали! Всё – разное. Причём попадались довольно дельные вещи, вполне совпадающие с моим опытом. Но о том, что человек может увидеть во сне нечто настоящее, реально существующее, нигде не было сказано ни слова. Да я бы, пожалуй, и не поверила. Такая возможность совершенно не укладывается в голове!..
=====================================================================
81.35.
- Будь я ангелом смерти, меня бы звали Самаэль* или Абаддон**, - заметил я. – На худой конец, Анку***. А я – просто сэр Макс и Ехо…
___________________________
**Самаэль (он же Сатана) – ангел смерти в иудаизме. Представляет собой ужасную чёрную фигуру с зазубренным ножом, которая приходит только за грешниками. За праведниками же приходит ангел Гавриэль с идеально ровным ножом в руках.
**Абаддон, или Аваддон в иудейской (а затем и в христианской) теологии – ангел 9демон) истребления, разрушения и смерти.
***Посланец смерти в мифологии бретонцев.
=====================================================================
81.36.
- …Без вдохновения магия лишается сокровенного смысла. И становится в лучшем случае ярмарочным балаганом, а в худшем – войной, где каждый, едва ощутивший вкус силы, отстаивает собственную правоту, которой наспех заткнул дыру, образовавшуюся на месте смысла…
=====================================================================
|