Источник:
1.1 Три кодекса.
Порядок в любом человеческом сообществе определяется и поддерживается тремя поведенческими кодексами…
1). Право.
Поведенческий кодекс, основанный на страхе перед наказанием, определяющий самые простые материально – практические нормы поведения.
2). Этика.
Более тонкий поведенческий кодекс основанный на страхе перед осуждением, определяющий поведение человека в соответствии со сложившимися в данное время и в данной среде обычаями, нравами, приличиями, этикетом, укладом, традициями.
3). Нравственность.
Самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой.
Нравственный закон не может быть общепринятой социальной нормой, потому что в соответствии с высотой его требований и каждый человек, и всё общество в целом будут выглядеть предосудительно.
Понятия добра и зла далее будут рассматриваться именно в рамках нравственного закона.
==================================================================================================================================
Макс Фрай: «Тёмная сторона» 2001г.
«…Нравственность придумали сытые, могущественные и очень неглупые люди, чтобы все остальные посвящали свой досуг поискам правых и виноватых… и не мешали им спокойно кушать!»
============================================================================================================================
Евгений Немец «Корень Мандрагоры».
– Культура строится на морали, а мораль – это всего лишь набор правил и стереотипов поведения. Как таковая, она всё та же информация, которую люди вывели в отдельное понятие. – Доказательства этому очевидны. Если младенца поместить в совершенно отличный от нашего социум, младенец вырастет в существо, соответствующее этому социуму. Я говорю о психическом взрослении. Физиологически он, разумеется, останется человеческой особью. Именно потому, что культура и мораль находятся вне человека, взрослея, он черпает из тех информационных сфер, которые ему доступны. … Мы плаваем в разных информационных реках и, взрослея, становимся представителями того социального сектора, из которого черпаем необходимую нам информацию.… Наша мораль, эта чёрная, тяжёлая, изменчивая масса – одно из самых странных порождений человечества. Потому что единственная её цель – карать....
...
Я понял, что мораль – это просто набор правил, которые сильные навязывают слабым, чтобы ими легче было управлять, потому что сильные тем правилам следовать не собираются. Мораль – это колючая проволока вокруг храма свободы. Яблоко этики, у которого цела одна только оболочка, сердцевина же изъедена червями.
Don't speak
Молчи,
I know just what you're saying
Не повторяй своих
So please stop explaining
Лишних объяснений,
Don't tell me 'cause it hurts
В твоих словах лишь боль.
Don't speak
Молчи,
I know what you're thinking
Я знаю, что ты хочешь,
I don't need your reasons
Мне не нужна причина,
Don't tell me 'cause it hurts
=============================================================================
Миры Роберта Хайнлайна. «Дорога доблести». 1994г.
… Культурологи утверждают, что закон о религиозной свободе инварианте: религиозная свобода обратно пропорциональна силе самой распространённой религии. Это, видимо, есть частный случай более широкой инвариантности, заключающейся в том, что все виды свобод вырастают из конфликтов между культурами, поскольку обычай, которому не противостоит противоположный ему, становится обязательным и рассматривается как «закон природы».
Руфо с этим взглядом не согласен. Он считает, что его коллеги (у них в голове дырки) включают в уравнение вещи, которые не могут быть измерены количественно и даже недоступны для точного определения.
Свобода – это счастливое исключение, так как тупая толпа во всех расах ненавидит и боится любых свобод, не только для соседа, но и для себя, и уничтожает их всюду, где это только возможно.
=================================================================================
Оноре де Бальзак: «Шагреневая кожа». Париж, 1830-1831 гг.
15.06. – Э, человек, способный на угрызения совести, и есть настоящий преступник, ибо у него есть некоторое представление о добродетели, тогда как Пётр Великий или герцог Альба – это системы, а корсар Монбар – это организация.
15.07. – Вы совершенно правы!.. Ибо в конце концов свобода рождает анархию, анархия приводит к деспотизму, а деспотизм возвращает к свободе. Миллионы существ погибли, так и не добившись торжества ни одной из этих систем. Разве это не порочный круг, в котором вечно будет вращаться нравственный мир? Когда человек думает, что он что-либо усовершенствовал, на самом деле он сделал только перестановку.
– Ого! – вскрикнул водевилист Кюрси.- В таком случае, господа, я поднимаю бокал за Карла Десятого, отца свободы!
- А разве не верно? – сказал Эмиль.- Когда в законах – деспотизм, в нравах – свобода, и наоборот.
– Итак, выпьем за глупость власти, которая даёт нам столько власти над глупцами! – предложил банкир.
|